отзывы



Владимир Николаевич Востриков
член Союза художников РФ,
член Союза журналистов РФ,
искусствовед

Местные зрители на его выставках Евгения Юрьевича Бутенкова всегда поражались: «Где это вы такую красоту увидели?» Ответ ошеломлял, поскольку художник натуру находил по соседству, буквально в двух шагах от Новокуйбышевска. Для многих незаметные многочисленные, а иногда «совершенно никакие ручьи», овражки и невзрачные речушки - Криуша, Татьянка – превращались в райские места для художника. Как он часто говорил, что эти былинки и травинки становились его райскими кущами. Писал исключительно с натуры и зимой и летом: «Пишу сначала этюды. Уверен, что только таким образом можно почувствовать очарование природы. Этюды пишешь чувством, сердцем. Настоящий пейзаж возникает, когда рука за чувством следует. С холодным сердцем ничего не создашь». Глотком чистого воздуха в нашей безумной жизни можно назвать творчество этого лирика природы. «Сейчас многие художники в «измы» ударились, придумывают новые направления, техники. А надо… наверное, естественнее быть. От лукавого все эти изыски, от желания быть оригинальным. Формальное искусство ведь души не греет, мыслить не заставляет. Почему-то до сих пор люди восхищаются женской красотой, восходами, закатами – творениями Божьими. В красоте живем!» Этот потрясающий трепет перед красотой природы переходит зачастую в трепет мазка, где внешняя невзрачность преображается в мажорность, где хмурость и блеклость становятся даром света в поисках новых нюансов цветовой палитры. Следуя импрессионистическим заветам, он всегда отталкивался от натуры: «В мастерской никогда не придумаешь то, что матушка-природа создает». Это каждый раз вспоминаешь, когда видишь работы Евгения Бутенкова. Вся эта пунктуально прописанная «растительная живность», часто располагающаяся на переднем плане его работ, всегда в гармонии с общей композицией масштабного пейзажа, тихо и ненавязчиво потрясает, завораживая зрителя. Не важно, разбирается этот человек в живописи или нет. Только в цепких объятиях нутра природы и света он уж точно остается надолго. Вот вода. Мы видим не просто её поверхность, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, а ощущаем единую массу, которая едва колышется, сливаясь с общим фоном, светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением с таким же характерным величественным действием. В меньшей степени – увлечение световыми эффектами и их изменчивостью в зависимости от положения солнца и времени года, больше происходит соревнование цветовых нюансов, словно соревнование с природой... В этом развитие его творчества - поиски новых и новых образов нашей русской родной природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и признаки. А вместе с этим это и эволюция самого художнического восприятия природы в творчестве талантливого мастера, отношения к ней, ее живописной передачи. Вспоминаются его слова: «Я многое умею в этой жизни, у меня есть и другие профессии, с которыми сумел бы зарабатывать на прокорм, но отними у меня кисти и холст – зачахну». Художник всегда принадлежит своему времени, являясь частицей проистекающих художественных процессов. За творчество Е.Ю. Бутенкова всегда единодушно голосовали своими сердцами зрители, зачарованные миром искреннего счастья, добра, радости и истинной красоты. Его работы находятся не только в России, но и в разных зарубежных частных и музейных собраниях, они всегда востребованны и предстают в развернутых экспозициях как глоток чистого воздуха в наше безудержно техногенное время.






Диана Кан
поэтесса

Был и остался незаменимым! Есть люди, присутствие которых вроде бы незаметно, ненавязчиво, но которые при этом создают самим фактом своего существования в нашем пространстве ту неповторимую атмосферу культуры и творчества, что при отсутствии этих людей рушится в одночасье. Одним из таких немногих людей был для меня великий русский художник-пейзажист Евгений Бутенков. Не могу сказать, что общались мы часто, но каждая встреча с Бутенковым оставляла чувство, как бы это точнее сказать – неодиночества в художественном творческом пространстве. И дело было даже не в том, что Евгений Бутенков и я жили в одном маленьком городке. Даже если бы он жил где-нибудь в Сибири или даже Зарубежье, но - жил, творил, БЫЛ – я бы не ощущала себя одинокой. Нечто подобное по ощущениям у меня было после безвременной кончины великого русского поэта современности Юрия Кузнецова. Великие люди, скромные не по таланту. В наше время дешёвого пиара, когда всякая, пардон, швабра мнит себя пылесосом, когда потеряно всякое понятие о творческой иерархии – такие времена особенно тяжелы для людей талантливых по самому большому счету. Пусть не обижаются на меня горожане-новокуйбышевцы, искренне любившие своего художники-земляка Бутенкова, но когда они начинают говорить о Евгении Юрьевиче, как о «новокуйбышевском», «самарском» или даже «волжском» художнике, мне становится и смешно, и грустно. И я особенно отчётливо понимаю, насколько одинок был Бутенков, потому что говоря так, люди очевидно не понимали и не понимают до сих пор, какого уровня талант мы потеряли в лице Евгения Бутенкова! Так частенько, путая местный патриотизм и великое искусство, псковитяне, к примеру, говорят о том, что Пушкин – псковский, а Есенин – рязанско-константиновский поэт. Но факт в том, что Пушкин – великий русский поэт с псковскими корнями. А Есенин – великий русский поэт, родившийся на Рязанской земле. Вот так и Евгений Бутенков – великий русской художник, родившийся на Волге. А то, что Бутенков был художник русской, всероссийский безо всяких натяжек, ныне уже можно сказать вслух – горазды мы ценить наших гениев посмертно. Именно как о великом русском художнике мы и должны говорить о Бутенкове, ведь это главное в нем. Ну а то, что Бог судил ему прожить в невеликом и незнаменитом нашем городке, всего лишь география, всего лишь суетная современность. Она пройдёт, останутся картины. Останется вечное! Кстати, про то, что незаменимых нет, как я давно заметила, говорят именно те, кого легче всего заменить… А вот Бутенков был и остался незаменимым! Меня всегда поражало то несуетное отношение к творчеству, которое было свойственно Евгению Бутенкову. Он был настолько занят процессом создания, творения, слияния с природой, что остальное мало его интересовало. Он не хотел отвлекать силы на суетное, и потому умер недооцененным гением. Причем, недооценённым по месту жительства, по месту творчества. Такой художник, как Бутенков, давно уже заслуживал официального статуса народного художника России. И то, что он так и не получил его, виноваты прежде всего мы с вами, его современники. Близорукие по принципу: лицом к лицу лица не увидать! Есть творцы, которых переоценивают при жизни, и они как творцы, умирают при жизни, еще живя как люди. Бутенков был недооценен. И после его безвременной кончины значимость его творческого наследия будет только возрастать. Может, наш городок-то в будущем и будет известен лишь как место, где жил и творил великий русской художник Бутенков! У меня, приехавшей в город в 1997 году и спустя несколько лет познакомившийся с Бутенковым, всегда вызывало удивление: как же так, такой прекрасный художник живет среди нас, и до чего же мало о нем знают горожане. Прямо скажем, не избалован был пиаром! Как могла, я старалась рассказать о своем изумлении талантом Бутенкова, когда печатала свои очерки о нем в московских журналах «Встреча», «Сельская новь», в самарском журнале «Русское эхо», в самарской газете «Волжская заря»… Когда редакция московского журнала, пораженная глубиной бутенковских полотен, решила поставить их срочно в номер, встала дилемма. Поскольку решили дать полотна Евгения Юрьевича на цветной вкладке, мне тактично дали понять, как автору очерка, что очерк придётся сократить, чтобы побольше напечатать непосредственно бутенковских работ. Видимо, редакция не надеялась, что я, известная поэтесса, сочту для себя возможным «наступить на горло собственной песне». Ради кого другого я бы наверняка и не сочла, но когда появилась возможность напечатать побольше картин гениального художника, то грех было пренебречь текстом, который, собственно, уже сыграл свою роль в качестве рекламного движителя… Грустно! Грустно, что такого художника в ближайшие десятилетия не будет на самарской земле. Как говорится, одна бомба дважды в одну воронку не падает! И я очень надеюсь, что мы оценим Бутенкова по достоинству хотя бы после его смерти. Что в Новокуйбышевске появится картинная галерея его имени, о которой так мечтают многие ценители прекрасного в нашем городе. Пусть талант нашего великого художника-земляка работают на наш городок. Ну не только же как нефтеперекачка-нефтезаправка-нефтезавод и прочий «сектор газа» должен быть известен Новокуйбышевск на карте страны! Страны, которая породила великого художника, скромного человека, кроткого подвижника, талантливого педагога Евгения Бутенкова!






Л.Мельникова
искусствовед, член Союза художников России

…ближе сердцу художника родная природа средней полосы России с её просторами, лесами, тихими заводями и ручейками. Чаще всего самарские пейзажисты пишут Волгу величаво-мощную, широкую. Бутенков же обращается к более камерным, интимным мотивам. В его работах практически нет парадности и бравурности, драматизма, открытого проявления темперамента. Художника не привлекают изображения бури и ветра, грозы и непогоды. Его полотна идиллически безмятежны, тихи и задумчивы. Содержанию вторят и названия произведений – «Застенчивая весна», «Перламутровая зима», «Зелёные кружева мая». В пей-зажах Евгения Бутенкова меняются времена года, время суток. Он любит писать переходные состояния природы – «Вечереет», «Осенние сумерки», «Сентябрь. Светает», «Осенняя дым-ка», «Пасмурно». Работы мастера – результат длительного наблюдения. Им присущи тонкая разработка цвета, живописное начало является определяющим и высоко ценится. Колорит свеж и зву-чен. Тишина, задумчивость – господствующие настроения пейзажей – выявляют и его лич-ный характер, мягкую деликатность его натуры. Те лирические чувства и та спокойная радость, та меланхолическая грусть, которые испытываешь у полотен Бутенкова, рождают чувства благодарности художнику за его серь-ёзный творческий труд, направленный на отражение образов родной природы, за продолже-ние и развитие лучших традиций реалистического пейзажа, славящего нашу великую Роди-ну.






Евгений Семичев
поэт

На изломе двух веков
Тихой лирики заложник –
Встал Евгений Бутенков
И поставил свой треножник.

Заступил своей пятой,
Невзирая на невзгоды,
Уголочек золотой
Кроткий краешек природы.

Обласкал и обогрел
Дармовое неудобье,
Потому что в нём узрел
Храма Божьего подобье.

Этот бренный мир страстей
Запорошит вечность пылью.
Сколько копий и кистей
Переломаны, как крылья.

Он воистину любил
Свет безлюдных бездорожий.
И по здешней жизни был
Одинокий воин Божий.

У засечной, у черты,
У степной Криуши речки
Источают свет холсты,
Как Божественные свечки.

Край осинок и берёз,
Где татарник да осока
Любят Родину без слёз,
Без надрыва и упрёка.

Свет лугов и облаков
Заключил в багетной раме
Живописец Бутенков
И навек остался с нами.







Валентина Соколова
поэтесса

Триптих памяти художника Евгения Бутенкова

***
Утро раннее…туман растекается в округе.
Будто белый сарафан расстелил кто, на досуге.
Будто молоко разлилось по низинам невзначай.
Будто молодость вернулась и окликнула: «Встречай!»

Вышло солнце из – за тучи… распалилось, не шутя.
И тумана пропал, истаял, как сгоревшая свеча…
Отбушуют наши страсти, с ураганами порой.
Хорошо, где есть участье, есть любовь и есть покой

***
Природа – матушка, творящая красу…
Я оглянусь, и сердце замирает.
Однажды я была в твоём лесу –
Где меж деревьев тропочка петляет.

А в небе проплывают облака.
Легки, как пёрышки нездешней птицы...
Криуши-речки милым берегам
Спешу всегда придти и поклониться.

Здесь горожан усталая душа
Высокой птицей в облаках витает.
Здесь даже серость будней хороша,
И грусть – тоска на сердце сладко тает.







Юрий Куликов
поэт

ВЕРБА

Синь октябрьского неба,
Заржавелая вода,
Облетающая верба
Над тарелкою пруда,
Как оборванная кукла
У неряшливых детей.
Смотрит по-сиротски тускло
Вслед обманутой мечте.

Бледной сыростью туманы
Гасят солнца редкий луч.
Кто-нибудь бы в час печальный
Обогрел её чуть-чуть.
Но кому здесь появиться? –
Птиц, и тех давно уж нет…
Осень в красно-жёлтом ситце
Ожидает первый снег.







Сергей Бударин
поэт

Евгению Бутенкову

Берёзы сквозят во дворе,
Сливаясь со светом отвесным.
Их кровь запеклась на коре,
Взывая к воротам небесным.

Она по стволам растеклась,
Цепляясь корнями за землю.
Но с небом я чувствую связь,
И сердцем я родине внемлю.

А чёрная кровь на коре –
Святая расплата пред небом.
Берёзы сквозят во дворе
Божественным внутренним светом.







Тамара Сакс
поэтесса

памяти художника Евгения Бутенкова

Ты видел всю Россию
И следовал по ней.
И помогал нам восхищаться ею.

Болотце и равнину
Прославил без затей…
Не восхищаться я тобой не смею!

Евгений Бутенков,
Ты нам напоминал,
Что у природы нет плохой погоды.

В жару, и в дождь, и в стужу
Россию прославлял
Картинами, похожими на оды.